Бездомность – как зеркало общества

Исследователь Фонда парламентаризма в Казахстане Алишер Кожагулов проанализировал существующие жилищные программы и ситуацию с жильем в Казахстане. Мы записали интервью с исследователем.

 

Бездомными называются люди без определенного места жительства, иными словами бомжи. Казахстанцы к ним относятся по-разному. Одни винят самих бомжей, другие понимают, что объективные обстоятельства заставляют человека идти на улицу доживать свой век. Результаты Вашего исследования говорят что в Казахстане количество бездомных увеличилось на 36%. Скажите с чем это связно, и как можно решить проблему бездомности?

Наши рекомендации для Правительства были следующими: Разработка более точечных государственных программ, нацеленных на решение жилищных проблем отдельных социальных групп (например, как программы «Бакыттыотбасы» или «Арендное жилье») .Прогнозирование рисков от нововведений в жилищной политике государства (появление новых государственных программ, субсидирование рынка недвижимости, увеличение льготного ипотечного кредита, использование пенсионных фондов), во избежание повторения кризиса в сфере недвижимости и эффекта «мыльного пузыря» (в 2007-2011 годах). Регулирование цен на недвижимость, недопущение дальнейшей финансиализации или удорожания цен на жилье.Развитие рынка социального и арендного жилья, а не строительства коммерческого жилья. В связи с этим привлечение для строительства социального и арендного жилья крупных строительных компаний, строящих крупнопанельные дома ниже рыночных цен. Изменение стандарта специальных услуг, включение в список тех, кто находится в трудной ситуации (арендующие комнаты и квартиры, живущие в самооборудованных помещениях, живущие под угрозой выселения). Создание временных жилищ для лиц, которые находятся в зоне риска и могут остаться без крыши над головой, для недопущения их перехода в статус уличных бездомных (угроза выселения, самоборудованные помещения, пожар, пострадавшие от квартирных мошенников, дети-сироты).

 

– Скажите, а какие основные причины бездомных в нашем обществе?

 

В рейтинге с большим процентным отрывом идет проблема – «нехватка средств для покупки жилья», на это чаще указывают те, кто арендуют квартиры. Сама формулировка проблемы «нехватка средств» говорит о том, что у всех категорий долгосрочных бездомных имеются какие-либо сбережения для покупки жилья, но низкий доход, который указан в списке, не позволяет накопить достаточных средств на приобретение жилья. На нехватку средств на покупку жилья жалуются люди в возрасте 30-45 лет (36%), жители городов Актобе (43%), Караганда (36%). О низком уровне дохода чаще говорили представители городов Актобе (53%), Талдыкорган (38%), Семей (36%) и Алматы (32%). На семейные проблемы (развод) чаще указывали русские (22%), старшее поколение в возрасте 46-55 (14%) и старше 55 лет (12%), чаще жители города Семей (59%).

 

Снимаю комнату в квартире/частном доме/спальное место в хостеле

Живу в съемной квартире/доме

Арендую социальное жилье по гос.программе

Нехватка средств для покупки жилья

30%

45%

38%

Малый доход

25%

21%

25%

Выход из специальных учреждений (больница, приют, тюрьма

4%

1%

5%

Просрочка по кредитам

3%

4%

4%

Недавно переехал из другого города/села

8%

7%

3%

Семейные обстоятельства (развод)

12%

10%

1%

Принудительное выселение (кредит, долевое)

3%

1%

1%

Квартирное мошенничество

2%

0%

1%

Приехал на учебу, работу

8%

7%

1%

Отказ от ответа

4%

1%

11%

Затрудняюсь ответить

2%

2%

9%

 

Как показывают данные опроса, у большинства респондентов, снимающих комнату или квартиру, нет договора об аренде жилья между арендодателем и арендатором, чаще среди лиц, арендующих комнаты (83%). Только у одной группы, которые арендуют социальное жилье (73%), имеется договор об аренде, так как посредником выступает государственный орган. Отсутствие договорных отношений между арендодателем и арендатором в Казахстане пока является распространенным явлением, но это указывает на правовую незащищенность обеих сторон – арендодателя от неуплаты или порчи имущества квартиросъемщиком, арендатора от необоснованных повышений тарифов и выселений без предупреждения. Данные опроса свидетельствует о существования прецедентов выселения из жилья без предупреждения со стороны арендодателя, с таким фактами сталкивались треть опрошенных, чаще всего те, кто снимает комнату. Возможно, поэтому большинство арендаторов предпочитают производить оплату за квартиру за месяц вперед, так как в реальности отношения между арендодателем и арендатором ограничивается устной договоренностью и не имеют никакой юридической силы.

 

 

– Можно ли сказать что жилищные программы в Казахстане эффективны? Какие их основные минусы?

В целом анализ государственных и негосударственных программ и их реализация на практике показывает, что проблема обеспечения жильем граждан имеет долгосрочный характер по ряду причин: – ориентированность на одни и те же социальные группы населения, без разделения их на специальные группы, где должны быть прописаны особые условий рассмотрения и приоритетность тех или иных групп. Например, при изучении целевой аудитории участников государственных программ, часто встречается длинный список из 8-10 социальных групп населения, которые отнесены к числу уязвимых слоев населения, нуждающихся в жилье (многодетные семьи, неполные семьи, семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, оралманы, государственные служащие, военнослужащие, сотрудники специальных государственных органов, работники бюджетных организаций). Такой длинный список можно встретить во всех государственных жилищных программах, которые являются копией друг друга. Однако, серьезное упущение в госпрограммах – отсутствие специальных условий для каждой группы, где должны быть прописаны приоритетность той или иной группы при распределении очереди, сертификатов. Единственное исключение можно сказать про программу «Бакыттыотбасы», где отмечается реальная целевая аудитория (многодетные семьи, женщины и т.д.). – изменения требований наличие дохода на каждого члена семьи до 3,1-кратной величины прожиточного минимума (с 2020 это 101 270 тенге на каждого члена семьи) при низком доходе населения.

 

По данным исследования в качестве причин отказа от участия в государственных программ половина опрошенных отмечает необходимость высокого дохода. – отсутствие плана обеспечения жильем тех, кто уже числится в очереди в акиматах и накопителей в ЖССБ, не говоря уже от отсутствия возможности контроля прозрачности движения очереди.500 тысяч очередников за жильем По данным информации Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, на 1 января 2020 года на учете в местных исполнительных органах (МИО) состоит более 540 тысяч очередников, из них: госслужащие, работники бюджетных организаций — 212,5 тыс. человек; неполные семьи — 120,5 тыс. человек; дети-сироты — 60,8 тыс. человек; люди с инвалидностью 1 и 2 групп — 43,5 тыс. человек; многодетные семьи — 47,8 тыс. человек; семьи, имеющие детей с инвалидностью — 21,1 тыс. человек; пенсионеры — 18 тыс. человек; другие категории — 16 тыс. человек. 1,2 млн вкладчиков Жилстройсбербанка По данным ЖЖСБ банка в 2019 число вкладчиков составил 1,2 млн. человек.

 

Таким образом, по примерным расчетам около 1,7 млн. человек можно считать официально нуждающимся в улучшении своих жилищных условий, которым дали надежду, что они обзаведутся собственным жильем в ближайшем будущем. Возникает вопросы: «Когда и как эти нуждающиеся получат долгожданное жилье? Что делать другим категориям населения? (самозанятым, работникам частной сферы, индивидуальным предпринимателям, молодым, уличным бездомным, лица, проживающим социальных учреждениях, тем, кто проживает в аварийных домах и т.д.). При этом, в ходе исследования каждый второй опрошенный отметил «бесполезность участия в них» и каждый пятый считает госпрограммы их не доступными.

 

 

– Довольны ли бездомные казахстанцы государственными программами?

Результаты опроса показывают, что в среднем две трети опрошенных выражают неудовлетворенность (скорее/совершенно не удовлетворен – 68%) политикой государства в сфере обеспечения доступности жилья. В качестве основных причин недовольства отмечают – необходимость высокого уровня дохода, коррупцию и долгое ожидание очереди на получение жилья (26%). В разрезе городов рост недовольства выше среди опрошенных в городах Шымкент (85%), Костанай (90%) Тараз (83%), Талдыкорган (93%), Семей (88%). Удовлетворенность чаще выражают опрошенные в городах Актобе (42%), Алматы (42%), Кызылорда (51%). Чем моложе респондент, тем чаще выражается недовольство (18-29 лет -70%), чем старше, тем выше уровень удовлетворенности (45-55 лет – 32%). Общая осведомленность о госпрограммах достаточно высокая, однако степень участия в них – довольно низкая. Более половины опрошенных в той или иной степени осведомлены о перечисленных государственных программах (от 50% до 68%), но среди них доля тех, кто «хорошо» осведомлен о госпрограммах, составляет лишь 15-20%. Респонденты чаще имеют более углубленные знания о программах: Ипотечное кредитование через ЖССБК (25%) и Доступное жилье-2020 (18%).

 

Менее всего знают о программе арендного жилья с выкупом (не знают 49%)и без выкупа (не знают 51%), «Нурлыжер» (не знают 50%) и «7-20-25» (не знают 43%). В целом по всем государственным программам показатель готовности участия «да, уже подаю документы/планирую подавать документы» – очень низкая, составляет примерно 5- 8%. Доля пессимистов по отношению к госпрограммам («нет, все равно бесполезно») составляет около трети опрошенных, в частности, по таким программам, как «Доступное жилье-2020» (35%), ЖССБК (29%) и арендное жилье с выкупом (28%). В региональном разрезе о бесполезности государственных программ чаще других говорят жители городов Кокшетау, Талдыкорган, Семей и Туркестан. Доля намеревающихся участвовать («хотелось бы принять участие, но не подхожу по условиям») по данным исследования в среднем составляет от 12% до 20%. Так, например, каждый пятый хотел бы участвовать в программах ЖССБК (21%), каждый шестой в программе «7-20-25» (17%) и «Доступное жилье 2020» (17%). Но главным сдерживающим фактором в участии в госпрограммах, как отмечали опрошенные, являются невысокие доходы, тогда как платежеспособность в данных программах является одним из основных критериев отбора участников.

 

 

– В Казахстане есть точная статистика по количеству бездомных?

 

 

Статистика о количестве бездомных определенно важна, она позволяет оценить масштабы бездомности в стране, устанавливать приоритеты, разрабатывать и осуществлять эффективную политику по ее ликвидации. Автор доклада не смог получить достоверную информацию о количестве бездомных лиц в Казахстане. Аналогичная ситуация была во время визита Специального докладчика по праву на достаточное жилище как компонент достаточного жизненного уровня и недискриминацию в этом контексте Ракель Рольник в Казахстан. Также, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам на пред сессионной рабочей группе, которая состоялась с 25 по 29 мая 2009 года представил перечень вопросов, которые подлежит затронуть в связи с рассмотрением первоначального доклада Казахстаном об осуществлении прав, охватываемых статьями 1-15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Комитет попросил представить подробную информацию о масштабах бездомности в Казахстане. 5 января 2010 года Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам был опубликован документ с ответами Казахстана на перечень вопросов, в них правительство не представило ответа по информации о масштабах бездомности в стране.

 

Государственные ведомства, которые отвечают за информацию, оказание помощи и поддержки бездомным, не располагают данными об их количестве. В законодательстве отсутствуют понятие «бездомность» или «бездомный», вместо него используют «лицо, не имеющее определенного места жительства – лицо, не имеющее регистрации по месту жительства или жилища на территории Республики Казахстан», а в истории независимого Казахстане не было специальной переписи бездомных или лиц, не имеющих постоянного места жительства. Национальная перепись населения Республики Казахстан проходит каждые 10 лет, последняя состоялась в 2009 году. В итоговом аналитическом отчете отражено, что лица, не имеющие постоянного жилища (бездомные) составляют 5951 человек по всей стране, но в методологии указано, что это только те, которых удалось встретить в гостиницах, домах приезжих, на железнодорожных вокзалах и автовокзалах, в аэропортах.Она не охватывала людей, которые проживают на улицах, в приютах, в неприспособленных для жизни помещениях и т.д. Следующая перепись планируется в 2021 году (с учетом пандемии коронавируса), в утвержденных переписных листах для проведения национальной переписи населения отсутствует графа «бездомный», вместо нее будет использоваться «лицо, не имеющее определенного места жительства».

 

В коммуникациях с Комитетом по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан стало ясно, что методология по обнаружению бездомных останется прежней. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан предоставило данные о количестве пребывающих людей в дневных и ночных приютах, находящиеся на государственном финансировании, в 2018 году – 11 836 человек, в 2019 году – 12 305 человек и за 6 месяцев 2020 года – 7 445 человек.Министерство внутренних дел Республики Казахстан в целях профилактики, выявления и раскрытия преступлений среди бездомных проводит оперативно-профилактическое мероприятие «Бродяга», на основании которого отлавливают бездомных людей и проводят работы по постановке доставленных на учеты органов внутренних дел. Поиск осуществляется в подвалах, канализационных люков, заброшенных зданий, фермерских и крестьянских хозяйств, территорий, отведенных для бытовых отходов (свалки) и лесопосадок. Только за три дня по всей стране было выявлено 5,5 тысяч бездомных лиц. Стоит отметить, что правоохранительные органы выявили 55 преступлений (это 1% от всех бездомных, которых удалось найти). Из-за жестокой криминализации бездомных, они вынуждены избегать коммуникаций с правоохранительными органами и стараются не попадаться к ним на глаза. Сами бездомные отмечают, что неоднократно подвергались психологическому (оскорбления, унижения) и физическому (грубое обращение, избиение) насилию со стороны полиции. Государство не заинтересовано в поиске достоверных и полных данных о ситуации с бездомностью, приведенные выше цифры, не являются полными и не отражают всей картины внутри страны. Сотрудники трех вышеперечисленных государственных ведомств перекладывают ответственность за предоставления полной информации о бездомности друг на друга, а уполномоченный орган по статистике – Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры вообще не осуществляет статистику по бездомности. Все данные, которые собирают любое из государственных ведомств в отношении бездомных не объединяются и не анализируется, а остаются у каждого в отдельности. Из-за недостаточности достоверных данных о масштабах бездомности, которые могли бы дать понимание в глобальном ее явлении в Казахстане и служить опорой для отслеживания эффективности выполнения государством позитивных обязательств, автор предлагает не основывать свое мнение на всех нижеприведенных цифрах, а посмотреть, что скрывается за ними: истории жертв нарушения права и комментарии государства. Данные, которые основывались бы исключительно на цифрах недостаточны в плане обеспечения прав человека, а воздействие бездомности на людей из-за этого могут остаться незамеченными.

 

 

Материал подготовлен в рамках проекта «Защита уязвимых групп населения во время пандемии в Центральной Азии»

Источник: https://101tv.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *