Спецдокладчик ООН по вопросу о праве на достаточное жилище Балакришнан Раджагопал   в конце июля текущего года в соответствии с резолюцией 43/14 Совета по правам человека опубликовал доклад, посвященный вопросу достаточного жилища, как компонента права на достаточный жизненный уровень, а также права на недискриминацию в этом контексте, под названием «COVID-19 и право на достаточное жилище: формы воздействия и дальнейшие шаги».

Продолжаем знакомить вас с ключевыми моментами доклада Спецдокладчика ООН по вопросу о праве на достаточное жилище.

В прошлой публикации мы остановились на стратегических мерах реагирования на кризис.

Балакришнан Раджагопал   в своем докладе указывает, что несмотря на изданные правительствами стран постановления о локдауне и временные запреты на выселения, массовые выселения и снос домов продолжаются быстрыми темпами. Принудительные выселения осуществляются государственными органами и частными субъектами. Они в основном касаются уязвимых общин — тех, кто живет в неформальных поселениях или сельских общинах, трудящихся-мигрантов, беженцев, лиц, принадлежащим к этническим, расовым и другим меньшинствам, а также коренных народов. В обычные времена принудительные выселения представляют собой грубые нарушения права прав человека, а во время пандемии могут также представлять собой серьезные нарушения гуманитарного права.  В отличие от некоторых стран правительство Индии не ввело национального моратория на выселения19. Вместо этого продолжались выселения и снос домов, осуществляемые органами государственной власти и другими государственными структурами. В период с 16 марта по 16 июня Сеть по вопросам жилищных и земельных прав документально зафиксировала по меньшей мере 22 случая принудительного выселения и сноса домов в Индии, которые затронули более 13 500 человек из общин коренных народов (адиваси) и далитов (каст, включенных в списки). Как представляется, большинство выселений производилось в основном по произвольным причинам, не связанным с предотвращением угрожающих жизни ситуаций, например в результате реализации проектов по «благоустройству», государственной расчистке земель и проектов по созданию «умных городов».

В Южной Африке люди не могут быть выселены из своих домов, а их дома не могут быть снесены без постановления суда, вынесенного после рассмотрения всех соответствующих обстоятельств. 16 апреля правительство опубликовало уведомление, в котором выселение напрямую запрещалось. Тем не менее, согласно полученной информации, в нескольких муниципалитетах во время локдауна сотни людей были выселены, а их дома снесены. Например, в неофициальном поселении «Азания» было осуществлено по меньшей мере 11 выселений и сносов домов, главным образом силами охранного агентства “CalvinFamilySecurityServices”, нанятого администрацией муниципалитета Этеквини, в результате чего более 300 человек остались без крова. Как утверждается, 31 марта два человека были обстреляны боевыми патронами, а три — лакримогеннойаммуницией. Сообщалось также о принудительном выселении и сносе домов в других неформальных поселениях в муниципалитете Этеквини, таких как Матхамбо, Эхенана и Экуфумелелени, а также в неформальном поселении Эмполвени в Кейптауне и еще в одном поселении рядом с Комметье.

Согласно сообщениям, в Эфиопии муниципальные власти Аддис-Абебы снесли десятки домов, принадлежавших поденным рабочим, в результате чего во время пандемии в апреле по меньшей мере 1000 человек остались без крова. В Нигерии, несмотря на начавшийся 30 марта локдаун, принудительные выселения продолжались в Яйя-Абатане в Огбе, штат Лагос, и в Макурди, штат Бенуэ23. Согласно полученной информации, правительство не обеспечило соблюдение надлежащих процессуальных норм и не предоставило альтернативного жилья, в результате чего выселенные люди остались без крова.

Во Франции просители убежища и мигранты, проживающие во временных импровизированных палатках в Кале и Гранд-Сенте, продолжают подвергаться принудительному выселению, преследованиям и чрезмерному применению силы со стороны сотрудников правоохранительных органов: в период с марта по май 2020 года в Кале было произведено 175 принудительных выселений мигрантов и беженцев. Лагеря или неформальные поселения были также демонтированы в Обервилье и Порт-де-ля-Виллет и вдоль канала Сен-Дени в Париже. До 1500 человек в Кале и до 600 человек в Гранд-Сенте, в том числе несколько несопровождаемых несовершеннолетних, лишены надлежащего доступа к медицинскому обслуживанию, воде, санитарии, питанию и жилью и подвергаются особо высокому риску заражения COVID-19.

В Кении не был введен общенациональный мораторий на выселения. Хотя национальные органы здравоохранения издали приказ о пребывании на дому, в районах Кариобанги, Руай и Кисуму имели место случаи насильственного выселения, затронувшие в общей сложности около 20 000 семей. 26 февраля в деревне Даго, графство Кисуму, было снесено более 150 домов, а также неофициальные школы и пункты распределения воды. 3 мая более 8000 жителей неформального поселения Кариобанги в Найроби остались без крова, несмотря на постановления суда об обратном. Выселенные семьи проживали на принадлежащей государству земле и платили арендную плату в течение многих лет. По состоянию на 15 июля правительство не приняло никаких мер для обеспечения этих семей продовольствием, временным жильем, доступом к воде и санитарным услугам или компенсацией. Таким образом, более 8000 человек остались без крова и нуждаются в срочной помощи.

В Бразилии Национальный совет по вопросам правосудия — орган, отвечающий за судебную политику, — в период с марта по июнь вынес рекомендации о приостановлении судебных сроков всех выселений, даже в случае изъятия недвижимости за неуплату. Несмотря на рекомендации и несколько решений Высшего судебного совета Суда Сан-Паулу, в период с марта по июнь в штате Сан-Паулу было зарегистрировано множество случаев принудительных выселений и поджогов, от которых пострадали более 2000 семей, включая членов Движения безземельных рабочих.

К сожалению, 11 июня Президент объявил о том, что он наложил вето на распоряжение о приостановлении выселений в связи с неуплатой арендной платы за городскую недвижимость до декабря 2020 года, которое содержалось в законопроекте 1179/2020, принятом Конгрессом.

В Соединенных Штатах прогнозируется «цунами выселений», поскольку срок действия разнородных временных мер против выселений в различных юрисдикциях подходит к концу. Хотя федеральное правительство ввело временный мораторий на выселения и на отчуждение недвижимости за долги в соответствии с Законом о помощи, облегчении бремени и экономической безопасности в связи с коронавирусом, официальные и неофициальные выселения продолжаются, а ответственность за их непропорционально большую долю, как представляется, несут корпоративные домовладельцы31. Федеральная защита от выселения и отчуждения недвижимости за долги применима только к объектам недвижимости, получающим в той или иной форме федеральную помощь, или к ипотеке, обеспеченной федеральным финансированием. Многие арендаторы не знают о таком федеральном статусе или не в состоянии его доказать, поэтому им остается полагаться на меры, принимаемые на местном уровне и на уровне штатов, срок действия и результаты которых варьируются. Научный анализ местных мер, направленных против выселений, показывает, что общее воздействие на арендаторов весьма различно в зависимости от юрисдикции, и поэтому трудно сделать твердые выводы о том, действительно ли местные меры способны защитить право на жилище арендаторов и лиц, которым грозит выселение. Существуют также процедурные барьеры, ослабляющие действие запретов на выселения: поскольку законодательство о найме жилья на уровне штата требует выплаты арендной платы, чтобы судья мог рассмотреть дело, то многие выселения происходят по умолчанию.

Балакришнан Раджагопал   в своем докладе приводит, что прогнозы в этой области неутешительны. Истекает срок действия многих запретов на выселения, и уже истек срок действия пособий по безработице, предусмотренных вышеупомянутым федеральным законом, а финансовый стресс, испытываемый домашними хозяйствами, скорее всего, приведет к масштабной волне выселений. Особенно подвержены риску 110 миллионов арендаторов жилья в Соединенных Штатах. По оценкам, по меньшей мере 20 процентов из них рискуют быть выселенными к 30 сентября. Если многие арендаторы начнут просрочивать свою ежемесячную арендную плату, то можно предсказать каскадную волну отчуждения недвижимости за долги, поскольку многие собственники жилья, выплачивающие ипотечные кредиты, зависят от получения арендной платы для обслуживания своих долговых обязательств. Поэтому Специальный докладчик подчеркивает, что страны должны не только ввести национальные моратории на выселения, но и оказывать финансовую помощь арендаторам и плательщикам ипотечных кредитов.

Материал подготовлен в рамках проекта: «COVID-19 в Центральной Азии: право на достаточное жилище» при финансовой поддержке Отделения Международной организации Института «Открытое общество» фонд содействия.

ОО «Независимый центр по защите прав человека»

Источник: http://ichrptj.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *